news-baner

Главная Япония Предпринимательство в Японии уверенно развивается, но трудности пока остаются

Предпринимательство в Японии уверенно развивается, но трудности пока остаются

Когда Йорик Траунеккер из Швейцарии решил арендовать рабочее пространство для развития своего стартапа в Токио, то неожиданно для себя открыл компанию TechShop:
«Невозможно найти такое же большое пространство, как это, и с таким количеством промышленного оборудования. Здесь помогают в создании прототипов на самом раннем этапе. Такую помощь нигде и никто больше не оказывает». 
TechShop открылась в Токио совсем недавно и является первой студией DIY (do it yourself) в Японии. Миссия студии - помочь предпринимателям воплотить свои инновационные идеи в жизнь, используя промышленные механизмы и инструменты, открытое пространство для совместной работы, тренинги для инженеров и сетевые мероприятия.
Страна «зацепилась» за путь развития предпринимательства еще в период финансового кризиса 2008 года и продолжившейся после него стагнации. Индекс Mothers Токийской фондовой биржи, используемый для измерения энтузиазма инвесторов в отношении компаний-стартапов с высокими темпами роста, с 2012 года демонстрирует устойчивый рост. Однако наблюдатели и эксперты отмечают проблему неприятия риска, сложный процесс финансирования и негибкость рынка труда.
TechShop была впервые построена в 2006 году в Менло-Парке, штате Калифорния, в центре Кремниевой долины. Токийская студия открыта по контракту с TechShop U.S. и полностью финансируется Fujitsu Ltd. В настоящее время в студии 10 стартовых проектов и около 500 участников.
TechShop намерена «растопить лед», помогая предпринимателям начинать бизнес с нуля. Студия представляет собой большое открытое рабочее пространство для обмена идеями и совместного созидания. Участники могут проектировать и создавать прототипы с помощью 3D-принтера, лазерных резаков и гравировальных станков. Новички получают поддержку от консультантов и менторов, могут сразу же познакомиться с новым техническим оборудованием и его применением на практике. Кстати, модель 3D-печати, представленная здесь, создана представителями TechShop. Вскоре компания планирует открыть еще несколько студий в Японии, так как многие префектуры Японии выразили свою заинтересованность в строительстве подобных мастерских DIY.  
Японская организация по внешней торговле JETRO начала предлагать тренинги для начинающих предпринимателей и консультации для технологических компаний в Японии еще в 2015 году. Например, в Кремниевой долине проводится мероприятие TechMatch для повышения уровня превосходства компаний, участвующих в инновационной программе JETRO. В рамках мероприятия японские компании могут лично познакомиться с такими технологическими гигантами, как Google, Samsung, PayPal и т.д.
Наряду с этими положительными моментами существует и много трудностей. «Культура стартапов только что зародилась в Японии. Никто не знает, как создавать и развивать стартап в текущей ситуации», - отмечает Масамицу Токай, генеральный менеджер TechShop Tokyo. «Многие стартапы появились, но для них недостаточно поддержки, финансов, коммуникационной сети взаимодействия, - говорит Токай. «В японской культуре риск очень восприимчив и всеобъемлющ. Это означает, что существуют некоторые установки и правила, которые осложняют процесс поиска частного капитала или стратегии инвестирования компаний в стартапы».
Нормативные условия в Японии улучшаются. В мае прошлого года Парламент принял законопроект о внесении изменений, который позволит банкам приобретать 5% компаний, работающих в сфере финансовых технологий. Теперь банковские холдинги смогут приобретать более 15 % таких компаний.
По словам Роберта Эберхарта, доцента кафедры менеджмента Университета Санта-Клары, проще всего получить финансирование компаниям в области разработки программного обеспечения, электронной коммерции и биотехнологий, так как инвесторы по-прежнему консервативны к другим секторам бизнеса.
Многие эксперты отмечают, что разработка программного обеспечения не является сильной стороной Японии. «Япония исторически относительно сильна в оборудовании ... Но, к сожалению, электронные устройства не масштабируются так, как это происходит с программным обеспечением», - комментирует Дэвид Бруннер, главный исполнительный директор и основатель ModuleQ, и соавтор книги «Японский предприниматель: заставить цвести пустыню» (The Japanese Entrepreneur: Making the Desert Bloom). Другая проблема – дороговизна масштабирования программного обеспечения компании».
В феврале этого года в TechShop Tokyo состоялось соревнование, на котором участники могли конструировать содержимое виртуальной реальности для LandSkip – стартапа, создающего фильм о пейзажах по всему миру в виртуальной реальности.
Говоря о проблемах, эксперты также отмечают, что основной проблемой остается не столько недоступность финансирования, сколько потенциал их человеческих ресурсов.
«В Японии, как правило, обучают предпринимательству через развитие технологий, приобретение венчурного капитала и попытке его продать. Это неправильный путь к созданию компании. Хорошие предприниматели стремятся найти рынок, в первую очередь, и придумать умный способ попасть на этот рынок», - отмечает Эберхарт.
Более того, сама система жизнеобеспечения в Японии препятствует принятию риска.
Сами предприниматели, самые лучшие и самые яркие, не работают для развития стартапов. Они по-прежнему работают в правительстве или крупных компаниях. Если вы хорошо образованный молодой человек, у вас есть один шанс получить работу на элитном рынке - когда вы заканчиваете колледж. Если вы не согласитесь, вы никогда не получите это место снова.
Рынок труда сегодня меняется. Компании теперь нанимают больше временных сотрудников, и эти люди с большей вероятностью начинают зарабатывать, принося компании устойчивость, нежели постоянные сотрудники.
«Экономика по-прежнему в значительной степени определяется крупными, уже действующими компаниями», - отмечает Джонатан Собл, корреспондент New York Times в Токио, занимавшийся бизнесом последние 15 лет. «Некоторые компании пытаются развивать инновации и культуру старапов, но это сложный процесс».

Источник: http://news.medill.northwestern.edu/chicago/entrepreneurship-growing-in-japan-but-challenges-remain/

Яндекс.Метрика