Выступая в апреле 2001 года с Посланием к Парламенту Республики Беларусь, президент страны Александр Лукашенко особо отметил, что ориентация на инновационное развитие белорусской экономики выдвигается в качестве одной из приоритетных задач. Он подчеркнул, что только агрессивная инновационная стратегия, возведенная в ранг государственной политики, может сегодня служить фундаментом конкурентоспособной экономики.
Стратегический курс на построение экономики, основанной на науке и технологиях, был объявлен в Беларуси в начале 1990-х годов (Закон «Об основах государственной научно-технической политики», 1993 год). В рамках данного курса в стране принято более 25 законов, декретов и указов Президента, свыше 40 постановлений правительства и множество иных нормативно-правовых актов.
Для успешной реализации инновационной политики необходима инновационная инфраструктура. По инициативе Министерства Образования была создана информационно-маркетинговая сеть для ВУЗов и предприятий. Предприятия могут размещать в сети заказы на проведение исследований и разработок, а ВУЗы – свои предложения по решению технических и иных задач промышленных предприятий. Помимо технопарков и маркетинговой сети, в Беларуси действуют два инновационных центра, 11 центров трансферта технологий, три международных центра передачи технологий, и ряд прочих субъектов инновационной инфраструктуры. В Национальной академии наук создана собственная сеть организаций-посредников, представленная ассоциацией Академгородок (20 членов), Инновационным центром при Институте технологий металлообработки (г. Могилев) и 32 научно-технологическими и предпринимательскими структурами. В структуре Академии создан Республиканский центр трансферта технологий, имеющий пять областных отделений и 15 филиалов при институтах и иных организациях. Большинство, если не все субъекты инновационной инфраструктуры, созданы по инициативе государственных организаций.
Для создания инновационной инфраструктуры в начале 90-х гг. началась и работа по созданию и развитию СЭЗ – Свободных экономических зон.
Идея свободных экономических зон была позаимствована из мировой практики как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления, способная обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет иностранных инвестиций и прогрессивных технологий.
Задачи перед СЭЗ тогда ставились грандиозные: привлечение инвестиций (в первую очередь, зарубежных), увеличение объемов экспорта, внедрение новых технологий, развитие импортозамещающих производств, создание новых рабочих мест.
Процесс с самого начала шел централизованно: с 1996 по 2002 год было создано шесть свободных экономических зон, размещенных по территориальному признаку. Это СЭЗ «Брест» (создана в 1996-м), СЭЗ «Минск» (1998), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998), СЭЗ «Витебск» (1999), СЭЗ «Могилев» (2002) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002). Также по многим признакам под понятие «свободная экономическая зона» подпадает разместившийся в Минске Парк высоких технологий (ПВТ), хотя формально к СЭЗ он не относится.
Согласно законодательству, белорусские СЭЗ – комплексные территории, объединяющие функции экспортной, производственной и свободной таможенной зоны. Компании, имеющие статус резидентов СЭЗ, уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.
Территории не для всех
Свободные экономические зоны, по задумке 90-х, призваны были стать настоящими оазисами для бизнеса. Однако власти очень быстро ограничили круг тех видов бизнеса, которые могут развиваться в рамках СЭЗ. Приоритет был отдан разного рода производствам, так как только производство может способствовать экономическому росту страны.
Но с другой стороны резидентам СЭЗ в пределах этой свободной экономической зоны запрещены многие потенциально опасные виды деятельности вроде производства оружия и боеприпасов, радиоактивных и иных несущих угрозу материалов.
Таким образом, государство берет на себя ответственность перед обществом за контроль безопасности при внедрении инноваций и изначально устанавливает правила осуществления своей инновационной политики в рамках бережного отношения к окружающей среде и гуманитарным ценностям.
За полтора десятка лет существования белорусские СЭЗ доказали свою эффективность в качестве средства привлечения в страну иностранных инвестиций. Именно в СЭЗ работают весьма успешные новые производства – например, такие, как «Санта Бремор». Однако и проблем у СЭЗ очень много. Так, несмотря на все льготы, предоставленные резидентам СЭЗ, среди них высока доля убыточных предприятий.
Сегодня белорусским СЭЗ приходится работать, учитывая реалии Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также то, что Россия вступила в ВТО. Так что сейчас одна из основных задач – унификация законодательства о СЭЗ в странах-членах Таможенного союза и ЕЭП.
Если говорить о положительных результатах деятельности СЭЗ, то это:
- увеличение объемов производства, экспорта товаров и услуг;
- создание новых рабочих мест;
- более заметное влияние на макроэкономические показатели территориальных образований;
- рост налоговых поступлений и сборов в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.
Таким образом, осуществление инновационной политики и развитие инновационной культуры в Республике Беларусь носит системный характер. Государство играет ключевую роль во внедрении и развитии инноваций. Существуют различные мнения касательно эффективности такого пути, однако главным и существенным плюсом именно белорусского варианта становления и развития инновационной культуры является то, что благодаря четко сформулированному системному подходу Государства к этому вопросу, у населения формируется осознание сопричастности и ответственности каждого за благополучие и процветание своей Родной Земли.
Одним из примеров успешного функционирования СЭЗ является СЭЗ "Гомель-Ратон", которая находится в одном из высокоразвитых индустриальных регионов Республики Беларусь – на пересечении современных магистралей, ведущих в промышленные центры России, Украины, Прибалтики и имеющих выход в Центральную Европу, к портам Балтийского и Черного морей.
На территории СЭЗ "Гомель-Ратон" есть высокотехнологичная база предприятий радиоэлектроники, приборостроения, машиностроительной, электротехнической и кабельной промышленности. Причем предприятий, обладающих сегодня свободными производственными площадями, складскими помещениями, развитой инфраструктурой, полным комплексом инженерных коммуникаций. СЭЗ "Гомель-Ратон" - комплексная, производство ее резидентов концентрируется на выпуске экспортной продукции, освоении новых и высоких технологий, планируется развитие здесь зоны свободной торговли экспортно-импортного характера, осуществление финансовой, трастовой и управленческой деятельности.