Возникновение инновационной культуры в Японии: самое трудное – изменить невидимое
Последние 50 лет Япония участвует в формировании мирового технологического ландшафта. Глядя на мощное глобальное влияние таких компаний, как Sony и Toshiba, можно найти интересное сравнение с природой технологических разработок Силиконовой Долины и Соединённых Штатов. В то время как Силиконовая Долина состоит из компаний, которые возникли из стартапов в течение последнего десятилетия, технологический ландшафт Японии по-прежнему в верхнем эшелоне без историй успеха «от идеи к компании».
Перемены не происходят в Японии снизу. Разве это просто дело времени?
Такие стартапы, как Facebook FB -1.59%, Amazon, Tesla и Google GOOGL -1.66%, изменяют образ жизни американцев, а также в целом работу американской экономики. Такие прорывные инновации от групп выскочек пока ещё не обычное явление в Японии.
Почему так? Капитал, таланты и надёжная правовая база – всё есть в Японии, так чего же не хватает на сцене? Какие элементы нужны Японии, чтобы сильная и активная инновационная экосистема начала производить больше генерирующих, пробивных и экономически стимулирующих эффектов?
Взгляд Японии на стартапы и процесс, который им способствует, - это в основном вопрос культуры, а такие разговоры часто вызывают сравнения с Силиконовой долиной. Какие стандарты, которые мы видим в Силиконовой долине, поддерживают безудержный темп инноваций, постоянное усовершенствование и переработку идей? Есть несколько основных социальных и культурных норм, способствующих таким инновациям, но они до сих пор в стадии становления в Японии.
Культурные нормы для инноваций
Терпимость к провалу
Стартапы требуют принятия рисков. Они требуют проверки гипотез через испытания идей и наблюдения за результатом, а не все идеи по определению оказываются такими, как задумывалось. Культурная норма рискотерпимости присуща многим культурам, включая Японию, где сильная врождённая антипатия к провалу. А одна из основных черт Силиконовой Долины – прославление «благородных неудач» как символов достижений среди членов стартап культуры. В Японии доминирующая норма корпоративной культуры включает малый риск, пошаговое совершенствование и предсказуемость. Японская социальная структура высоко ценит бизнес-лидеров, которые могут правильно спрогнозировать действие и результат, и контролирующие органы в организациях могут быстро лишить лидеров их социальных привилегий, если предсказания не оправдались. В культуре, где провал скорее всего ставит точку в карьере, не может цвести поле чистых инноваций.
Предприниматель подвергает серьёзному риску свои отношения с родителями, друзьями, семьёй и коллегами, когда выходит за рамки существующих социальных ожиданий и объявляет о намерении построить что-то новое - социальная цена такого шага ещё очень и очень высока в Японии.
Прецедент в культуре/Повествование
Если вы живёте в США, вы наверняка слышали историю о том, как Марк Цукерберг начал Facebook в Гарварде. Куда бы вы ни взглянули, на каждом уровне Стартапы будут частью социальных повествований – в Силиконовой Долине и США только и обсуждается, как построить компанию и стать предпринимателем. Однако в Японии нет сильной культуры рассказа об удачных стартап предпринимателях. В то время как американское социальное повествование активно поддерживает идею о том, что возможно открыть дело, не имея ничего (хоть это и трудно!), японский вариант пока ещё против такого видения возможности. И нет ощущения «социальной лицензии», которое подсказывает каждому потенциальному талантливому предпринимателю, когда «пора сделать выбор», воплотить мечту и сделать что-то радикально новое.
Да, времена меняются в Японии, но такое невысказанное социальное разрешение ещё не широко распространено – лишь среди молодых студентов лучших университетов страны, в основном в Токио.
Барьер к доверию
Когда предприниматель стремится создать что-то новое без прецедента, он должен синтезировать новые отношения спонтанно и не очень затратно. Юридическая помощь для создания компании, программное обеспечение и дизайн, маркетинг, обмен сообщениями, деловая хватка - такие разнообразные навыки представляют собой целенаправленный вклад людей, которые собираются вместе, чтобы создать новый бизнес. Если доступны ограниченные ресурсы, то это низкий барьер для доверия и сотрудничества в месте в вашей социальной сети.
Внешний барьер к доверию таким вещам всё ещё относительно высокий в Японии, что является преградой для инноваций.
Внесение изменений
В конце 2015 года сообщество академиков, инвесторы и представители промышленности собрались в Университете Стэнфорда, чтобы обсудить Японию и её инновационные экосистемы. Основная идея такова, что Япония может ускорить их развитие за счёт свободного обмена идеями через Тихий океан от Токио к Силиконовой Долине, а также благодаря расширенному образованию. А что ещё важнее для роста инноваций в Японии – то, что людям нужно учиться и меняться, разговаривать друг с другом, пробовать, терпеть неудачу и прославлять предпринимательский дух.
Для Японии, как и для всех нас, следующий шаг всегда самый важный!