Социальные предприятия: механизм роста для снижения кризиса безработицы в Корее
Хотя инновационный скачок в Кореи очевиден, не всегда замеченными остаются основные задачи для его развития. К ним относятся: старение населения, гендерное и растущее экономическое неравенство, и замедление экономического роста. Согласно опросу, проведенному среди совершеннолетних жителей Кореи, восемь из десяти совершеннолетних жителей Кореи подтвердили, что при возможности покинули бы страну. Данный показатель побил рекорд опросов, 30-х и 20-х годов. В Южной Кореи – с самый высокий уровень суицидов в ОЭСР. Недаром среди молодежи в настоящее время распространился термин «Ад Чосон» (так молодые корейцы называют свою страну). Во времена династии Чосон, правившей в Корее пять столетий, в стране прочно закрепились конфуцианские иерархии, и феодальная система определяла, кто может достичь благополучия, а кто — нет.
“Чудо Хана” (экономический скачок) уступило место молодежной безработице и экономическому спаду. В то время как формула для процветания в Корее ранее означала посещать элитный колледж, найти работу в большом конгломерате и создать семью, сегодняшней молодежи трудно трудоустроиться . Уровень безработицы для молодежи достиг 12,5% в феврале, самый высокий за 15 лет. Хотя чистый национальный доход вырос с $21,286 в 2006 году до $27,119 в 2014 году, доля молодых кормильцев (34 лет), которые живут за чертой бедности увеличилась с 10,7% в 2006 году до 12,2 % в 2014 году, несмотря на их высокий уровень образования и научной квалификации. И от проблем безработицы и бедности не застрахован никто: уровень бедности стариков в Южной Корее является также самым высоким среди стран ОЭСР.
Экономические успехи Кореи во многом опирались на ее мощную производственную базу, но из-за пошатнувшегося экспорта и сокращения мирового спроса, объем промышленного производства сократился. Крупные компании сокращают своих сотрудников, и предприятия неохотно нанимают новых в нынешних экономических условиях. Нанимая работников, компании предлагают краткосрочные контракты, что приводит к нестабильности рабочих мест, особенно для молодежи, чье первое место работы часто определяет курс будущей карьеры.
Для создания новых рабочих мест и быстрого толчка замедляющейся экономики, Южная Корея превращает социальные предприятия в потенциальный двигатель развития. Корейский закон о продвижении социального предпринимательства был подписан в 2007 году для создания социальной сферы, которая порождает социальные изменения. В настоящее время насчитывается свыше 1 550 сертифицированных социальных предприятий. Понятие «социальное предприятие» определяется как «организация, которая занимается предпринимательской деятельностью, включая производство и продажу товаров и услуг, и влияет в ходе своей деятельности на качество жизни местного населения посредством предоставления социальных услуг и создания рабочих мест для неблагополучных граждан». Правительство поддерживает сертифицированные социальные предприятия, обеспечивая частичное финансирование заработной платы молодежи. Около 3 % от корейского валового государственного продукта (ВГП) является частью социальной экономики, отрасли, которая стимулирует творческий потенциал граждан для решения социальных проблем.
Предпринимательство и инновации лежат в основе экономической политики Южной Кореи, правительство активно инвестирует в ресурсы для стартапов и социальных проектов. Местная экосистема социального предпринимательства стремительно выросла, при поддержке частного и государственного секторов открыто множество инкубаторов, акселераторов и коворкинг-пространств.
В дополнение к росту внутреннего социального сектора, корейские социальные предприятия при поддержке корейского правительства выходят на мировой уровень. Новое поколение предприятий стараются развиваться, ориентируясь на новые социально-экономические вызовы, такие как энергосбережение, старение населения, или на обучение на местном уровне, и расширяться до международного уровня в рамках целенаправленного решения проблем безработицы и устойчивого развития сельского хозяйства в странах Юго-Восточной Азии.
Примерно 27923 человек трудоустроено на социальных предприятиях, 15815 из них – представители уязвимых или обездоленных групп населения. Помимо сертифицированных социальных предприятий, есть и другие предприятия, которые ориентированы на социальный эффект, а также получение дохода.
Социальная компания «Веселый Год» (The Merry Year Social Company , MYSC) является первой консалтинговой фирмой в Южной Корее, которая помогает поддерживать экосистему социального предпринимательства. MYSC сводит корпорации, государственные, некоммерческие и социальные организации, оказывает содействие и координирует их действия для реализации бизнес-проектов, решающих социальные проблемы. MYSC поддерживает рост социальных предприятий путем генерации идей, финансовой поддержки, организации конкурсов социального предпринимательства, бизнес планирования, управления и масштабирования.
Одним из проектов, поддерживаемых MYSC , является ByMom, в Пусане, социальное предприятие, которое изготовляет крытые палатки для экономии энергии и трудоустраивают пенсионеров. 18234 людей во всем мире используют палатки ByMom. И уже подсчитано, что использование такой палатки повышает температуру в помещении на 2,4 градуса, сохраняя примерно 3,534,775 сосны.
Благодаря социальным предприятиям, создаются рабочие места в различных отраслях промышленности, для людей с различными уровнями навыков и потребностей. Компания Bear Better обеспечивают возможность трудоустройства для людей с аутизмом или другими отклонениями в развитии. Основанная в 2012 году, компания насчитывает 80 сотрудников, которые жарят и заваривают кофе, делают выпечку, а также предоставляют услуги печати. Сотрудники также обучаются основам предпринимательства, а также получают возможность для социального развития и взаимодействия.
Это всего лишь несколько примеров из тысяч социальных предприятий, создаваемых в Корее с акцентом на создание рабочих мест, а также решение социальных вопросов. Социальные предприятия по-прежнему развиваются в Корее при поддержке правительства и частного сектора, создавая рабочие места и стимулируя рост промышленности благодаря тем же инновациям и творчеству, которые когда-то вызвали скачок предпринимательства чеболей.