Суть и структура современной инновационной культуры или что же нам надо для творчества
Татьяна Рубанова, художник
Для начала определимся, что есть инновационная культура, хотя мне больше нравятся термины типа «культура в современном понимании», «динамическая концепция культуры»...
Современное общество переступило ту черту, когда умение читать, писать, понимать базовые законы мироздания воспринималось как некое достижение, достойное отдельного термина «культура». Более того, и это даже более важно: оно переступило ту грань, когда человек, не обладающий некими культурными навыками или знаниями, просто ничего не значил для культуры и для общества, не мог повлиять на развитие планеты. Этого человека как бы и не было. Он воспринимался как некий балласт, протоплазма.
Теперь связность и ответственность мира достигла той критической точки, когда боль и «отсталость» любого может стать, и реально становится, болью и отсталостью всех. Когда каждый искренне заинтересован в гармоничном и поступательном росте и развитии всеобщей культуры, а также в том, чтобы все были счастливы и гармоничны. Горюющий машинист скоростного поезда или запивший от отсутствия смысла жизни шофер, не говоря уже о военных, имеющих доступ к оружию... Духовный кризис любого может стать, если и не последним днем планеты, то по крайней мере, очень черным ее днем.
Таким образом, современное понимание культуры в том, чтобы каждому человеку дать возможность развиваться наиболее гармоничным именно для него образом. Cовременное понимание культуры – в уважении и понимании того, что любая человеческая личность важна, любые достижения интересны и необходимы. Нет низкого и высокого в новом понимании культуры. Есть адекватное и неадекватное. Те средства, которые применяются не в том месте и не в то время делают несчастными отдельные человеческие существа и способствуют инволюционному процессу (противоположно эволюции). И, наоборот, применение умных средств вовремя и к месту может и должно сделать счастливыми и нужными все человеческие существа, независимо от того, чем, где и как они занимаются, в какие веры веруют и на каком «уровне развития» стоят, поскольку для этой инновационной стадии развития культуры созрели средства и связи, понимание и необходимость.
Для понимания естественных законов культурного роста, того, как мы можем инновационно с ними взаимодействовать, надо определить их общую структуру, алгоритм, формулу этого развития. Они фундаментальны как законы Максвелла. Для специалиста – так же очевидны. Для обывателя – непостижимы, почти волшебны. И как законы Максвелла, они условны, поскольку это лишь попытка в рамках языка описать непостижимую и неописуемую реальность живого организма социума, нерасчленимого, растущего, развивающегося и вечно изменчивого.
Как и для любого живого организма, в развитии культуры описываются основные фазы:
- Возникновение.
- Развитие, рост.
- Создание порядка, структуры.
- Экология, гармония.
- Творчество.
- Познание.
Так же как для роста и развития живого организма нет второстепенных или самых важных стадий развития, так и для развития культуры в современном понимании этого явления, их нет. И ребенок важен, и старик. Человек много познавший и осознавший – не более важен, чем нищий духом, и наоборот. Каждая фаза развития важна, интересна, захватывающа и достойна уважения и внимания. Современному взгляду на культуру чужда мысль о том, что примитивизм культуры первобытной эпохи был лишь почвой для роста совершенства Микеланджело. Взгляд на культуру, как на живой организм – это уважительное отношение к ее «примитивным» стадиям. Так как мы ограничены рамками языка и своего понимания, мы должны очертить основные понятия, которые хоть и существуют очень давно, но недостаточно структурированы, чтобы ими можно было оперировать в рамках концепции культуры.
Надо четко понимать, что:
- существуют основные стадии развития,
- бессмысленно и опасно форсировать развитие преждевременных структур, не создав базиса существования системы,
- как и любая живая структура, культура развивается под действием собственных, присущих ей законов,
- мы можем взаимодействовать с культурой двояко, используя ее в собственных интересах: адекватно и уместно, или, наоборот, неадекватно и неуместно.
Последнее (неадекватное использование), в лучшем случае, можно уподобить плеванию против ветра. В худшем – взрыву реактора атомной электростанции и повороту рек.
Еще одна проблема взаимодействия в том, что культура, как и человек – это сложная, многоструктурная, неоднородная система. В то время, как одни части этой структуры находятся на одной стадии развития и требуют одних ресурсов и применения, другие части нуждаются совершенно в другом. Одновременное и равномерное воздействие на все части живого организма культуры губительно действует на одни его элементы и вызывает неумеренный рост других. Адекватное взаимодействие с живой структурой, прежде всего: точечное, аккуратное и экологичное.
Характерный пример неоднородности – региональное развитие.
Так, в разных регионах страны (в разных районах города, разных квартирах, в одной семье, даже во внутреннем мире одного человека) сосуществуют совершенно разные приоритеты и культурные ценности. В то время как столичные интеллектуалы штурмуют вершины мистической мысли, в других местах основным приоритетом является «элементарное» выживание. Элементарное-то оно элементарное, но без существования и безопасности человеческой жизни невозможна ни любовь, ни экология, ни познание, ни творчество.
Даже самый высоко интеллектуальный человек в условиях, угрожающих его существованию, должен решить именно эту проблему – выжить. Поэтому вопрос выживания в любой системе должен быть приоритетным. И те области развития человека, которые работают на укрепление безопасности человека, могут и должны считаться базовыми областями культуры. Это боевые искусства, медицина, направленная на обучение человека поддерживать безопасность и существование, психиатрия, работающая с пограничными состояниями человека, произведения искусства, которые убеждают человека в том, что он достоин, может выжить и все не так уж и плохо... Все это работает на то, чтобы поднять культурный уровень до безопасного.
Каковы могут быть неадекватные меры взаимодействия с культурой в этом сегменте его живого организма? Множество, практически бесконечное. Например, экология (буду рассматривать ее для каждого этапа культуры).
Как будет человек, находящийся в условиях, угрожающих его выживанию, воспринимать призывы к экологии?
Только одним понятным и возможным для него способом: его выживанию грозит очередная опасность, скоро все рухнет к чертовой матери. Размножаться нет смысла, жить нет смысла, погибаем. Культурно продвинутые идеи сытого запада, вброшенные в скудную почву нищего населения, единственно сверхзадача которого - «только бы выжить», становятся бомбой замедленного действия. Эти «передовые» идеи мутируют в параноидальные. Можно заставить творить добро угрожая смертью, доводя человека до безумия от страха. Но это не будет достижением культуры в ее современном понимании. Инновационная культура это то, что развивает каждого человека. И нет целей, достойных слез ребенка или превращения населения в благо делающих зомби. Культура даже внешне благополучного общества, состоящего из таких людей, будет очень далекой и от истинной экологии, и от истинного творчества.
На этом уровне зомби могут быть использованы в совершенно разных областях и в совершенно разных целях. Более того, человеку на таком уровне практически все равно, ради каких целей действовать. Тут действуют совершенно другие законы – законы психиатрии. Внешне благие с точки зрения психически устойчивого индивида мысли и слова могут вызвать совершенно противоположную реакции: акции самосожжения сектантов, террористические акты камикадзе, поджигание лесов и сознательное действие против всяких призывов... Поскольку все эти благие порывы чужды, непонятны – то есть, угрожающи.
Единственный адекватный способ действия в этой ситуации уже описан - повышение уровня безопасности. Как объективного, так и субъективного. Поскольку именно последний в большей мере и является определяющим.
Второй уровень развития культуры – это уровень устойчивости, стабильности, расширения возможностей.
На этом уровне человек обретает знания, узнает все разнообразие культур и областей применения его интеллектуальной и творческой силы. На этом уровне у него разбегаются глаза и разгорается аппетит. На этом уровне культурным развитием является и культура покупательского спроса, и культура питания (книга о вкусной и здоровой пище), и народная обрядность, и телевидение, и многообразие интернета, и кино с попкорном, и туризм с целью объехать много стран галопом по Европе. Все это благо и основа, на которой стоит культурная пирамида.
Неадекватность, например, – снобизм со стороны «высших» культурных слоев, утверждения о том, что эта культура якобы массовая и ширпотребная. В результате — антагонизм, и нашим высокоинтеллектуальным умникам нечего есть из-за непонимания.
Экология на этом уровне тоже не воспринимается. Человек только-только понял, что на свете есть много чего лишнего, что мир велик и многообразен. Если где-то в одном месте чего-то не хватает, значит этого самого в другом месте – в избытке. Просто плохо искали. Человек будет мусорить не от плохого умысла, а от щедрот. Скорее всего, он будет воспринимать экологические угрозы как угрозу изобилию или угрозу дефицита.
Когда человеку становится понятно, что нужен порядок в этом хаосе, то тогда он переходит на другой уровень. Ему самому нужен порядок. Он обожрался разных вкусностей, и ему нужна диета и систематическое питание, физкультура и спорт, упорядочивание знаний, ремонт в квартире и планирование бюджета. Он идет дальше. Дальше – создание структур внутри всего этого многообразия, систематическое образование, филармоническая музыка, законодательные структуры, наука.
Хотя уже и теоретически понятно, что необходимо навести порядок, но экология еще не «любовь к планете». Это понятие воспринимается как демагогия.
Неадекватность на этом уровне: все разговоры про любовь и прочие абстрактности. Хочется сразу сказать пару ласковых этим бездельникам, которые болтают всякую ерунду и сочиняют стишки, когда вокруг беспорядок и беззаконие: «дороги не чинены и борода не стрижена».
И только когда у человека (хотя бы в его голове) – безопасность, стабильность, достаток, построена структура и понимание его жизни: только тогда возможен разговор о понимании и любви ко всему живому, в том числе и к другому человеку. Только тогда возможна экология в правильном и творческом понимании этого слова. Только тогда он пишет стихи, поет и рисует, смотрит на все и вся любящим взором... И перспектива творчества — впереди. Когда-то он поймет, что не способен просто так сидеть и умозрительно любить всех и вся, а должен и хочет что-то для всех сделать. И только на этом уровне от его действий и благих порывов всем вокруг не станет до невозможности плохо...
Неадекватность - любым возможным способом: угроза безопасности, угроза жилищу и средствам производства, наведение бардака в его окружении и в его мозгах. И прощай любовь и творчество... Только очень сильные духом и одаренные могут творить в неблагоприятных условиях. И это скорее чудо, чем правило.
А посему... Для творчества нужны очень скучные вещи:
-безопасность
-стабильность
-порядок
-понимание
И... потребность в этом творчестве. Потому что, как ни крути, никому оно не нужно, по большому счету, таким-то сложным путем.