news-baner

«Права человека для животных» – за или против?

7 октября 2014 года апелляционный суд Нью-Йорка начал рассмотрение вопроса о признании права шимпанзе на «правовую индивидуальность».

Победа в данном деле могла бы привести к дальнейшему расширению прав для шимпанзе и других высших животных, в том числе слонов, дельфинов, касаток и других приматов.

Одно из самых прогрессивных международных общественных движений, призывающее к более глубоким, более фундаментальным изменениям в нашем обществе — это борьба за права животных.

В настоящее время во всем мире имеются сотни обществ по защите животных, некоторые из них направлены на защиту определенных групп животных – например, животных, используемых в эксперименте, или диких животных в зоопарках и цирках – другие защищают всех животных.

По тому, как относятся в данном человеческом обществе к животным, судят об уровне его культуры. Таким образом, изменение положения животных в развитых странах неизбежно. Однако это не первый случай в мировой практике, когда такие права официально признаются за животными.

В 2008 году испанские парламентарии признали, что крупные человекообразные обезьяны имеют те же права на жизнь и свободу, что и человек. Речь идет об орангутангах, гориллах и шимпанзе. 

Инициаторами проекта являются ученые из международной организации «Проект Высшие приматы», считающие, что наши ближайшие генетические родственники заслуживают иметь права, которыми до сих пользовался только человек.

В 2010 году специалисты Хельсинкской группы, включающей в себя членов британского Общества защиты китов и дельфинов, предложили принять билль о правах животных, в котором говорится, что каждый представитель китообразных – киты, дельфины и белухи – имеет право на жизнь, и никто не имеет права быть собственником этих созданий или делать что-то, нарушающее их права, свободы или установленные правила.

Уравнять этих животных в правах защитники братьев наших меньших решили потому, что они, по их мнению, обладают незаурядными интеллектуальными способностями.

  • Так, например, дельфины обладают самосознанием (они могут узнавать себя в зеркале), горюют о погибших детенышах, кормят больных сородичей и помогают рыбакам, если их за это кормят.
  • Нечеловекообразные обезьяны способны понимать значение символов и могут использовать ничего не значащие для них предметы в качестве обменного эквивалента для получения пищи – то есть в качестве денег.
  • Кроме того, исследования показали, что дельфины и киты имеют не только сложное строение мозга. Они также обладают самосознанием близким к человеческому уровню.  

Контраргументом по новому «Обезьяному процессу» стало замечание о том, что права человека просто не существуют без его обязанностей. Какие же обязанности могут быть у животных, и за что их можно будет призвать к ответственности? Защита, в свою очередь, ответила, что интеллект шимпанзе может быть сопоставим с интеллектом двух/трех-летнего ребёнка. Разве мы накладываем обязанности на детей в таком несознательном возрасте?

Таким образом, к высокоинтеллектуальным животным следует относиться как к «личностям» – уважать их права на жизнь и свободу.
«Личность нуждается в индивидуальности. Если принять это в расчет, то преднамеренное убийство такого индивидуума, этически аналогично преднамеренному убийству человеческого существа», – считает профессор этики Том Уайт из Университета Лойолы Мэримаунта в Лос-Анджелесе.
Как сообщается, признание за человекообразными подобных прав оградит их от убийств, медицинских экспериментов, купли-продажи, содержания в тесных клетках в зоопарках и обеспечит им достойное существование.

По материалам сайта http://www.torontosun.com

ru-fl uk-fl

 

Наши партнеры


 






 

2



3

 


4



5

 


 

 

Наш твиттер


twi

Яндекс.Метрика