news-baner

Образование в XXI веке: новые пути

Юлия Архипова
Компания "ИННО-МИР", аналитик

С 7 по 10 июля в Париже проходила 11ая конференция Международного Центра по инновациям в образовании (11th ICIE International Conference), в работе которой принял участие Центр Межрегионального Инновационного Развития «ИННО-МИР». В этом году центральной темой обсуждения форума были креативность и развитие творческих способностей учащихся как средней, так и высшей школы.  Конференция дала возможность педагогам и психологам со всего мира высказать свою точку зрения и продемонстрировать  оригинальные инновационные подходы к проблеме, обменяться новыми идеями и опытом.

В течение четырёх дней представители образовательных организаций со всего земного шара, от Австралии до Бразилии, на пленарных заседаниях и симпозиумах обсуждали вопросы, волнующие каждого неравнодушного педагога, задумывающегося о перспективах молодого поколения и, в конечном итоге,  о глобальном будущем нашей планеты. На специализированных сессиях и в пост-конференционных мастер-классах рассматривались конкретные исследования в области методик, позволяющих полнее раскрыть творческий потенциал учеников, развить в них креативное начало.

Основной своей миссией Международный центр инноваций в образовании видит формирование ответственной, активной творческой личности, воспринимающей процесс обучения как естественную потребность, и создание благоприятной среды, в которой такой индивидуум может беспрепятственно развиваться.  Поколение, вступающее во взрослую жизнь, то поколение, которое будет определять  пути развития человечества уже в недалёком будущем, должно быть готово к решению задач, которые поставит перед ним стремительно меняющееся окружение. Способность взглянуть на проблему по-новому, вне рамок ортодоксальной концепции, способность усвоить революционные идеи и выдвинуть свои нестандартные предложения  – это определяющее свойство будущего успеха. Таким образом, воспитание инновационной культуры должно начинаться уже со школьной скамьи, причём, чем раньше, тем лучше. С другой стороны, подобная программа требует от педагогов и методистов разработки новаторских подходов к процессу обучения, способствующих максимальному раскрытию креативной составляющей личности. Обсуждению этих вопросов и было посвящено основное время 11ой конференции.

Коротко главную идею, которая могла бы стать лозунгом форума, можно сформулировать так: «Креативность – это не то, что дано нам раз и навсегда, а способность, которую можно успешно развивать!» Эту мысль, в частности, проводил в своём докладе «Getting from Creative Potential to Creative Talent» («От творческого потенциала к созидательному таланту») профессор психологии Университета Париж Декарт (Université Paris Descartes) доктор Тодд Любарт (Todd Lubart). Доктор Любарт является одним из ведущих специалистов в области психологии творческого мышления,  он автор большого числа работ и исследований по этому вопросу; в России, в частности, выходила книга  «Психология креативности», написанная коллективом авторов под его руководством. В докладе исследовалась концепция творческого потенциала как совокупности следующих аспектов: когнитивного фактора, то есть способности к познанию, конативного фактора, то есть мотивационных процессов, эмоциональной составляющей и особенностей среды. Далее вводилось понятие созидательного таланта как способности личности к неоднократным творческим актам, а в заключение рассматривались образовательные пути, позволяющие человеку, будь то взрослый или ребёнок, совершить скачок от потенциала к таланту. Командой профессора Любарта были разработаны методики психологического профилирования, дающие возможность оценить сильные и слабые стороны личности, и наметить оптимальную программу тренинга.

Вопросы глобализации образования и международного сотрудничества в этой области была затронута в выступлении Патрика Блессинджера (Patrick Blessinger), одного из основателей института смысло-ориентированного обучения (Institute for Meaning-Centered Education). Право на образование, считает господин Блессинджер, является неотъемлемым правом каждого человека, причём оно распространяется не только на базовое образование, но и на обучение в высшей школе. Конечной целью образовательного процесса должна стать подготовка студента к жизни во всех её проявлениях, а не только тренировка навыков, которые потребуются ему в будущей профессии. Достижение подобной цели невозможно без развития креативного потенциала. Одним из постулатов доклада было положение о том, что способность к творчеству – это не удел гениев, а имманентное свойство любой личности, и должна пестоваться в каждом. Определяя креативность как осмысленное применение воображения, господин Блессинджер вслед за Эйнштейном утверждает примат воображения над механическим накоплением знаний. «Креативность  так же важна в обучении, как и грамотность, и должна рассматриваться с тех же позиций» цитирует он сэра Кена Робинсона, признанного авторитета в области развития творческого мышления.

Инновационный подход к развитию мышления, как у школьников, так и у студентов был продемонстрирован в докладе «LEGO-Engineering: Creating Engineering Literacy at All Ages» профессора Криса Роджерса (Ken Rodgers) из Университета Та́фтса (Tufts University), США.   Эта лекция была посвящена использованию модулей ЛЕГОтм Майндстормс в процессе обучения не только будущих инженеров, но и студентов, далёких от технических специальностей. Особый акцент д-р. Роджерс сделал на то, что использование подобных средств обучения применимо к учащимся всех возрастов, начиная буквально с младшей школы, и вызывает неизменный интерес у детей. Свежий, незашоренный взгляд на поставленную проблему всегда приводит к появлению оригинальных решений. Даже при выполнении простейшего упражнения, например, построить утку из шести кубиков ЛЕГОтм, каждый ребёнок действует по-своему, по-разному компонуя базовые элементы, и создавая, в конечном итоге, совершенно различные фигурки. Спектр заданий, которые  получают студенты старшего возраста, необычайно широк: от изобретения новых музыкальных инструментов до создания программируемых летательных аппаратов,  но результаты их творчества объединяет одно – это всегда яркая неординарная работа. Д-р. Роджерс подчёркивает, что групповая работа над интересным проектом помогает развить в учащихся такие черты, как новаторство, творческий подход, лидерство и способность к решению поставленных задач, то есть те качества, которые необходимы в жизни человеку любой профессии. С помощью модулей ЛЕГОтм ребёнок с ранних лет овладевает основами инженерной грамотности и дизайна, развивая свои творческие способности и креативный потенциал.

Вообще, проблема того, как не подавить в детях желание творить, как раздуть искру таланта в каждом ученике, часто затрагивалась в прениях. Представители школ и высших учебных заведений разных стран поднимали вопрос о необходимости замены существующей концепции оценок, как студентов, так и самих учителей, т.к. действующая система стандартов направлена на усреднение результатов и не учитывает возможности применения прогрессивных инновационных методов преподавания. Эта тема не является специфичной для какой-то отдельной страны и волнует работников образования по всему миру.

В работе конференции приняли участие не только профессиональные педагоги и психологи, но и представители других областей деятельности, так или иначе связанные с процессом обучения. Например, в рамках симпозиума «Innovations in Learning/Teaching Organisation for Boosting Creativity of Learners», на котором обсуждалась тема организации учебного процесса, выступала архитектор профессор Изабелль Биро (Isabelle Biro). Агентство под её руководством занимается разработкой проектов школьных зданий, и в презентации госпожи Биро было наглядно продемонстрировано, как передовые идеи в области создания креативной среды обучения воплощаются в современных постройках. В сессии, посвящённой проблемам высшей школы, приняла участие журналист и лектор из Австралии Вирджиния Смолл (Virginia Small, UTS:Insearch), в выступлении которой прозвучал тезис о назревшей необходимости внедрения в процесс обучения молодых репортёров нового подхода к публицистике, так называемой «мирной журналистики», язык которой способствовал бы поиску выхода из конфликтных ситуаций, а не разжиганию вражды.

В целом, круг проблем, обсуждавшийся на 11ой конференции Международного Центра по инновациям в образовании, был чрезвычайно широк. В докладах и обсуждениях выступлений были затронуты буквально все стороны процесса обучения, озвучены острые проблемы, стоящие перед современной педагогикой. Но лейтмотивом форума, безусловно, была мысль, что качественное образование, соответствующее требованиям XXI века, невозможно без внедрения инновационных подходов и методик. Гармоничный, уверенно чувствующий себя в современном стремительно меняющемся мире человек, должен обладать развитым творческим потенциалом, способностью воспринять и усвоить информацию, уметь посмотреть на проблему с новой стороны. Воспитание такого человека, разжигание искры креативности в каждом – вот задача, стоящая перед учителями-инноваторами.

ru-fl uk-fl

Наши партнеры


 






 

2



3

 


4



5

 


 

 

Яндекс.Метрика